Колейдоскоп ушедших эпох

Каждая фирма не повторяет другую, каждая имеет свои особенности и изготавливает камины определенного стиля. Чтобы лучше сориентировать покупателя во всем этом многообразии, мы предлагаем рассмотреть камины с точки зрения стиля. Что это такое стиль, как его отличить и нужно ли это? Конечно, специалисты-дизайнеры, архитекторы, создающие интерьеры, легко разбираются в этих понятиях, но ведь каминами интересуются не только специалисты, к тому же многие сами любят создавать интерьер своего жилища и наша небольшая информация поможет им лучше определиться. Мы не претендуем на искусствоведческие исследования, да это и трудно сделать, т.к. камины - часть интерьера, современные камины, созданные в настоящее время, не могут быть точными копиями ушедших эпох. Они только могут теми или иными чертами напоминать эстетические увлечения разных времен. Консультанты, менеджеры салона доброжелательно и грамотно познакомят Вас с продукцией, со всеми особенностями, ответят на возникшие вопросы, но выбор всегда за вами, так что, - в путь по историческим векам...

Развитие каминных форм определяется потребностями и вкусами людей той или иной исторической эпохи. В свою очередь, стилевые формы могут многое поведать об уровне культуры, жизненном укладе общества, о производственных и общественных отношениях, об эстетических приоритетах времени, об уровне развития художественных ремесел и технологий изготовления каминов. Каминные формы всегда были связаны с архитектурой определенных исторических периодов, элементы которых находили отражение в мебели и предметах интерьера. Вообще рассматривать цепочку: интерьер - камин - мебель - стиль надо в неразрывной связи, как ее звенья.

Основные закономерности формообразования в каминах, мебели и архитектуре во многом идентичны, разница заключается только в масштабе.

Наш краткий обзор истории каминных стилей служит лишь целям обще общей ориентации в них. Развитие стилей каминов прослеживается от самых примитивных до самых современных форм. Чтобы получить более полное представление о процессе развития каминных стилей, надо хотя бы вкратце рассказать о каминах первобытной эпохи, античного периода и т.д. При этом менее значительные стилевые течения мы затронем лишь постольку, поскольку они служили целям развития европейской культуры. Фирма камина указывает на непосредственное его назначение, материал и украшения - для какого общественного класса он предназначался. Камин дает нам представление о вкусах его владельца. И если под стилем понимать определенные особенности формовыражения отдельных лиц, эпох или народов, то камин через свою принадлежность к одной из таких эпох воплощает определенный стиль. Стиль создается совокупностью признаков, типичных для искусства определенного времени. Стиль - это своеобразный способ выражения, который проявляется и повторяется во всем, что создают человеческие руки в определенный исторический период. Стиль нашей эпохи находится в стадии становления. Отношение к новой эстетической реальности архитекторов-дизайнеров и людей, самостоятельно занимающихся обустройством своего жилья, до сих пор окончательно не сформировалось, и это не только российская проблема, но и общемировая практика.

Современные техно - формы, так популярные сегодня доказали, что развитию не могут помещать ни индивидуальные склонности, ни направления моды, и что каждая эпоха рано или поздно создает свой мир форм, служащих для выражения его идей. Более совершенными по конструкции и функционально удобными уже в 17 веке были признаны камины с прямым дымоходом, примыкающие к стене, частично или полностью встроенные в стену или сооружаемые в углу зала. Именно эта компоновка камина в доме наиболее импонировала и основоположникам готики, и архитекторам эпохи Возрождения, и неоклассикам. В эпоху модерна модными стали как центральный камин - очаг, так и пристенные и встроенные камины.

Рустик, кантри

Слово "рустик" означает грубый колотый тесаный (камень, поверхность). Стиль рустика - это синоним натуральности. Зарождение этого стиля можно, наверное, отнести к концу эпохи варварства, когда проявляются в примитивном строительном деле зачатки, искусства, рождается его своеобразный язык. Среди всех материалов, которые человек применял для строительства и украшения дома и очага, были грубо обработаны камни и дерево, как самый доступный и излюбленный материал. Древнейшая форма камина - открытый очаг, осталась популярна и сейчас, конечно, усовершенствовались обработки камня, дерева, металла, но стиль каминов под названием "Рустик" пользуется неизменной популярностью у людей, любящих натуральность камня, подлинность и простоту без "излишеств" цивилизации. Как у Маяковского - "весомо, грубо, зримо". Такой подчеркнуто натуралистический стиль, "живой" камень, пляшущие языки пламени вызывают у человека, избалованность подчас современными "кнопочными" и сенсорными техническими усовершенствованиями, прилив первобытной энергии и жизненных сил.

Ренессанс, барокко, рококо

Во времена Ренессанса камины впервые стали предметом серьезного интереса художников-оформителей. Их композиция включала в себя колонны, пилястры, элементы антаблемента. Увеличились размеры дымосборника и площадь камина вдоль стены, появились резные украшения над каминными досками. В искусстве барокко и рококо надкаминные украшения делались меньшего размера, но отличались исключительным разнообразием и изысканной декоративностью.

Образцовыми произведениями искусства Возрождения считаются камины во дворцах Северной Италии, во французских замках Blois, Cbambort и Fontainebleau. В Россию мода на камины пришла вместе с архитектурой классицизма. В покоях русской знати они выполняли в основном декоративную функцию, поскольку в условиях сурового российского климата единственно возможным было печное отопление. Именно поэтому западноевропейские камины во дворцах подмосковного имения Шереметьевых. Кусково мирно сосуществуют с традиционными русскими печами.

Стиль барокко получил название от итальянского слова "барокко", которое означает раковину вычурной формы. Зародившись в конце 16 века, барокко было прямым продолжением стиля ренессанс. Основные элементы барочного стиля восходят к античности, главное же отличие - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные помпезные формы, декоративность, тяготение ко всему чрезмерному. Стремление к свободному формообразованию. Результат: изогнутые, очень пластичные поверхности предметов, крученые колонны, пухлые балясины, богато профилированные карнизы и рамки. Великолепное убранство покоев составляли красивые камины с волнистыми формами, гобелены и большие, опускающиеся до самого пола зеркала.

Стиль рококо тоже является стилем искусства двора и аристократии, французское рококо иногда называют стилем Людовика XVI. Рококо затрагивает в основном орнаментально-декоративный строй предметов, ассоциируется, прежде всего, с причудливыми формами орнаментов состоящих из раковин, завитков, цветочных гирлянд. Он не такой тяжеловесный как стиль барокко. Рококо - культ уюта, изящества. Главный мотив в убранстве интерьера - невысокий камин, покрытый мраморной плитой; на камин ставили часы, канделябры, предметы украшения, а участок стены над ним покрывался зеркалом в роскошной раме. Нередко зеркала размещались по обеим сторонам камина, одновременно любоваться видом пейзажа, перспективой парка, раскрывающейся за окном (дворец в Сан-Суси).

Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и симметрия. Именно в эпоху рококо зарождается представление об интерьере как о целостном ансамбле.

Классицизм

Классицизм - стилевые тенденции, основанных на подражании античным образцам.

Классицизм конца XVIII века - это увлечение, своеобразный "римейки", дань античным, художественным формам. Во Франции этот стиль именовался стилем Людовика XVI и был последним в ряду "королевских стилей". Вообще-то принцип периодизации "по королям" носит весьма условный характер.

Надоевшие к XVIII веку стили барокко и рококо отличались вычурностью, манерностью тоже ассоциировались с именами французских королей Людовика XIV и XV.

Более рациональным и трезвый стиль классицизм возник первоначально в архитектуре, и постепенно его идеи проникли в прикладное искусство. Идеи простоты, изящества находят свое отражение и в искусстве создания каминов. Капризно изогнутые формы и динамичный орнамент рококо начинает успокаиваться. Линии выпрямляются, членения поверхностей все более простыми и ясными. Новый стиль распространяется с быстротою моды. В формах предметов, в том числе и каминов начинают господствовать ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. Предпочтение отдается прямым линиям, декор сводится к самому необходимому.

Весьма часто условное понятие "английский стиль" толкуется как синоним классики. Для этого действительно имеются достаточное основание, хотя и не во всех случаях такое толкование справедливо. Камины английской фирмы STOVAX - олицетворение верности традиции. За многие столетия конструкция и декор английского камина в наименьшей мере подвергались изменениям. Он и сегодня представляет собой встроенную в стену чугунную открытую топку, украшенную порталом из дерева ценных пород в комбинации с отделкой изразцами - плиткой, расписанной в техники итальянской майолики, и литыми чугунными панелями с художественными рельефами. Во времена королевы Виктории обычным сюжетом росписи был растительный орнамент, на литых панелях изображалась пасторальные сценки.

Ампир

Стиль ампир - высшая точка и одновременно завершающий аккорд зародившегося во второй половине XVIII века классического направления. В эпоху наполеоновской империи классицизм перерождается в официальный, насаждаемый сверху стиль. Сущность этого стиля выражена уже в самом его названии: ампир - от французского - empire - империя.

Ампир, подобно "королевским" стилям, служит прежде всего целям репрезентации, на всем интерьере лежит печать театральности: монументальность форм, затянутые драпировками стены, вытканная золотом шелковая обивка мебели, тумбочки в форме постаментов, украшенные бронзой большие зеркала, кресла, подражающие римским формам, - все напоминает экспонаты выставки. Освоение античных форм для каминов стиля ампир носит характер прямого заимствования древнеримским образцам.

Поверхности предметов обрабатываются элементами классической архитектуры - колонками, пилястрами, карнизами, появляются декоративные мотивы, почти без изменения перенесенные с античных образцов: сфинксы, грифоны, кариатиды, львиные лапы другое.

Никогда еще формы не были столь монументальными, статичными, "телесными", как в эпоху империи. Тщательно отшлифованные классические формы с успехом используются для окружения ореолом величия, могущества власти. Новый стиль, едва возникнув (1804-1813гг.), быстро становится международным.

В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, полная уравновешенность частей и строгая симметрия. Торжественность, рассудочность, точный расчёт.

Появившаяся в это время форма камина подержалась на всем протяжении XIX века. Почти весь набор геометрического и растительного орнамента: меандры, плетенки, венки, цветочные гирлянды и т. д. - античного происхождения.

Модерн, арт нуво

Модерн, арт нуво, югендстиль, либерти - все эти названия характеризуют одно стилевое направление, возникшее в конце XIX - начале XX века, движение за обновление искусства. Этот свежий энергичный, продиктованный внутренний необходимостью стиль привлек к себе лучшие художественные силы эпохи. Теоретики модерна отстаивали концепцию, согласно которой архитектура здания, интерьер и вся обстановка помещений должны составлять единый, художественный ансамбль. Орнамент модерна выступает в органическом единении с формами.

Декор подчас заменяется цветом, камень соединяют с металлом. Пропорции каминов вытягиваются - появляется конструкция в виде пенала. Некоторые модели итальянской фирмы Piazzetta можно отнести к стилю модерн. Дизайн порталов, разработанный архитектором. Giuliano Pastro превращается подчас в самостоятельное художественное произведение. Виртуозно работа с материалом. Неуловимое дуновение египетской культуры исходит от некоторых моделей фирмы Piazzetta.

В каминах фирмы Rene Brisach также можно найти отголоски и влияние стиля модерн. Часто можно встретить сочетание материалов разной фактуры: пористой, колотой, полированной. Цветовая гамма светлая, предпочтение отдано простым линиям.

Большое влияние оказало искусство Японии. Искусство бытовой вещи, с одной стороны, упрощается в связи с использованием механизированных процессов и технологий, с другой стороны, усиливается тонкость отделки, декоративность. Стиль модерн, эта первая осуществленная мечта XX века, просуществовал не долго. Его историческое значение в том, что, положив конец засилью эклектики, он расчистил путь для современной архитектуры и искусства бытовой вещи.

В традициях минимализма

Затронув многие из сложившихся в разные исторические периоды стилей, мы, так или иначе, подошли к освещению современных авангардных направлений в искусстве создания каминов. Здесь как раз особенно хорошо видно, каким образом развитие новых современных технологий отражается на практике создания новых форм. Новые материалы и техника воодушевляют дизайнеров, архитекторов на создание смелых, отвечающих духу современности произведений. Решению задачи создания для человека единой, гомогенной предметной среды, поиску "настоящей формы" отдают все свои силы талантливейшие дизайнеры, архитекторы и художники эпохи.

Голландская фирма Boley - призер многих конкурсов современного каминного искусства. Дизайнеры этой фирмы отдают предпочтение стилям Art-Deco и Hi-Tech, предлагая широкое разнообразие моделей каминов, лестничных турникетов, ворот и решеток. В отделке активно присутствуют ценные сорта гранита, мрамора, но особенный интерес вызывают модели, в которых используется сочетание металла, с различными гальваническими покрытиями огнеупорного стекла. Garri Boley отдает предпочтение холодным, строгим материалам и одним из первых стал использовать стекло и зеркала. Неповторимостью художественных решений, оригинальностью и элегантностью отделки отличаются голландские камины фирмы Boley.

В современном жилом интерьере камину отводится роль одного из компонентов единой предметно-пространственной структуры.

Тема кубизма прослеживается в некоторых моделях каминов современного авангарда Boley. Развиваемая ими концепция пространства и формы - это попытка рационализировать кубизм. Фору камина они мыслят не в виде замкнутого объема, а как сложную пространственную структуру, образованную взаимно пересекающимися плоскостями. Они используют комбинации элементарных форм: прямых линий вертикальных и горизонтальных геометрических элементов и т. д. Цветовая гамма ограничивается чистыми - красным, желтым, синим.

Приемником кубизма стал стиль конструктивизм - в работе над вещными формами все большее внимание уделялось самой конструкции, которая расценивалась как чуть ли не единственная носительница функциональных и эстетических качеств. Все эти тенденции и стили, которые особенно развивались в 20 -30 -е годы нашего столетия, так или иначе повлияли на создание современных утилитарных вещей, в том числе и каминов. Уникальные предметы и украшательский подход вытесняются по-новому осмысленной, очищенной от посторонних примесей формой, создаваемой на основе триединства: конструкции, материала и техники.

Салон постоянно ищет возможность познакомить людей, которые интересуются современными направлениями в дизайне каминов, с новыми европейскими фирмами-производителями. Эти поиски протекают в русле "новой вещности", призванной "преодолеть пропасть, лежащую между реальностью и идеализмом". Главной задачей для многих фирм, работающих в стиле современного авангарда, является разработка индивидуальных типов, с учетом новейших достижений, как техники, так и современного искусства. Кроме этого, очень важно увеличить многовариантность и подчеркнуть образное начало.

Любимыми материалами мастеров, работающих в современном авангарде, стали стекло, керамика, металл. Эти материалы позволяют создавать новый пластический образ камина. Известная во всем мире французская фирма Focus (была создана Dominigue Imbert) является хорошей иллюстрацией скульптурно-образного решения камина. Одним из каминов фирмы Focus находится в Музее современного искусства в Бордо.

За обманчивой простотой конструкции скрывается художественный образ плюс инженерный расчет.

Модели Focus всегда несут индивидуальность автора, его оригинальный взгляд и предназначены любителям нестандартных решений.

Заканчивая путешествие по историческим и современным
стилям, еще раз предлагаем посетить салон каминов
"Палитра Огня"

© 2005-2019 Сеть салонов и интернет-магазин: камины, топки, печи, сауны и бани. Все цены указаны в рублях.